9. ОХРАНА ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
Границы опасной зоны башенных кранов
определяются площадью между подкрановыми
путями, увеличенной в каждую сторону на то есть
длина
ширина
где lп – длина подкранового пути, м;
b – ширина колеи, м;
R – максимальный вылет крюка, м;
Sн – отлет груза при его падении с высоты (табл. 9.1).
Таблица 9.1
Границы опасной зоны Sн в связи с падением предметов
Высота возможного падения предмета h, м |
Границы опасной зоны Sн, м |
|
Вблизи мест перемещения грузов |
Вблизи строящегося здания или сооружения (от внешнего периметра) |
|
До 20 20 ё7070 ё120120 ё200200 ё300300 ё400 |
7 10 15 20 25 30 |
5 7 10 15 20 25 |
Границы опасной зоны, где проявляется потенциальное действие опасных производственных факторов, связанных с падением предметов, определяются наружными контурами строящегося объекта, увеличенными на Sн
.Отлет груза при падении с высоты h от
точки его подвешивания может быть определен по
формуле где
Задача
Требуется оценить возможную опасную зону при работе автомобильного крана на вылете R=11 м, при подъеме груза массой 2 т на высоту h =12м, при угловой скорости вращения стрелы w = 0,1 с-1.Решение
Таким образом, в зависимости от погодных условий и габаритов груза опасную зону определяют:
для компактных грузов при безветренной погоде
для плит и панелей высокой парусности при ветреной погоде
Границы опасных зон вблизи движущихся частей и рабочих органов определяются расстоянием в пределах 5 м, если другие повышенные требования отсутствуют в паспорте и инструкции завода-изготовителя.
Граница опасной зоны в местах прохождения временных электрических сетей определяется пространством, в пределах которого рабочий может коснуться проводов монтируемыми длинномерными деталями. Опасная зона в этом случае определяется максимальной длиной детали плюс 1 м.
Границы опасной зоны высоковольтных линий электропередач, проходящих через территорию строительной площадки, устанавливают в зависимости от напряжения сети в обе стороны от крайних проводов: при напряжении до 20 кВ – 10, до 35 кВ – 15, до 110 кВ – 20, до 220 кВ – 25 м.
Граница опасной зоны вблизи выемок с откосами, разрабатываемых без механических креплений, связана с выходом следа поверхности скольжения от возможной призмы обрушения грунта на берму.
Положение границы опасной зоны относительно подошвы выемки в случае отсутствия пригрузки бермы можно определить по формуле:
где h – глубина выемки, м;
Таблица 9.2
Коэффициент заложения откоса,
aГрунт |
Коэффициент заложения откоса, a при глубине выемки, не более, м |
||
1,5 |
3 |
5 |
|
Насыпной
неуплотняемый Песчаный и гравийный Смесь Глина Лесс и лессовидный |
0,67 0,5 0,25 0 0 |
1 1 0,67 0,5 0,25 |
1,25 1 0,85 0,5 0,5 |
Положение границы опасной зоны относительно подошвы выемки в случае пригрузки бермы весом строительных машин может быть определено через наименьшее допустимое приближение опоры крана lн (конца шпалы, гусеницы, колеса) к основанию откоса по табл. 9.3.
Таблица 9.3
Наименьшее допустимое расстояние до подошвы траншеи
Глубина выемки, м |
Наименьшее допустимое расстояние lн, м для грунта (ненасыпного) |
|||
песчаного |
супесчаного |
суглинистого |
глинистого |
|
1 2 3 4 5 |
1,5 3 4 5 6 |
1,25 2,4 3,6 4,4 5,3 |
1 2 3,25 4 4,75 |
1 1,5 1,75 3 3,5 |
Задача
Требуется определить положение границы опасной зоны на берме выемки глубиной 3 м в суглинистых грунтах.Решение
берма выемки свободна от нагрузки – lн = 2,8 м;
берма выемки имеет нагрузку – lн = 3,25 м.
9.2. Устойчивость кранов
Для свободно стоящих стреловых кранов проверка грузовой устойчивости обязательна при двух положениях крана. В первом случае кран установлен на рабочей площадке с наибольшим допустимым уклоном a при направлении стрелы в сторону уклона перпендикулярно ребру опрокидывания (рис. 9.1, а).
а) |
б) |
Рис. 9.1. Схема расчета грузовой (а) и собственной (б)
устойчивости стрелового крана
На кран со стороны противовеса действует ветровая нагрузка рабочего состояния и инерционные нагрузки, возникающие при работе механизмов подъема, поворота, изменения вылета и передвижения крана. Инерционная нагрузка, возникающая при передвижении крана, учитывается только при проверке устойчивости вдоль подкранового пути. Во втором случае при работе крана на площадке с наибольшим допустимым уклоном a стрела с грузом на максимальном вылете направлена в плане под углом 45° к ребру опрокидывания в сторону уклона рабочей площадки. В дополнение к первому расчетному случаю на кран действует касательная инерционная нагрузка от массы груза и стрелы, возникающая при работе механизма поворота крана в неустановившемся режиме.
За ветровую нагрузку на кран в рабочем состоянии принимается предельная нагрузка, при которой обеспечивается эксплуатация крана с номинальным грузом. Ветровой нагрузкой на кран в нерабочем состоянии считается предельная ветровая нагрузка, на которую должны быть рассчитаны элементы крана. Ветровая нагрузка определяется суммой статической и динамической составляющих.
Статическая составляющая ветровой нагрузки рассчитывается по формуле
(9.1)
где
r – плотность воздуха;u
– скорость ветра, направленного параллельно земле;к – коэффициент, учитывающий изменение динамического давления ветра по высоте;
с – коэффициент аэродинамической силы;
п – коэффициент перегрузки (для рабочего состояния п=1, для нерабочего п=1,1).
Для нерабочего состояния динамическое давление и скорость ветра на высоте 10 м над поверхностью земли в зависимости от района РФ следует принимать по табл. 9.4.
Таблица 9.4
Скорость и давление ветра
Показатель ветровой нагрузки |
Районы РФ |
||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
|
Скорость ветра, м/с |
21 |
24 |
27 |
30 |
33 |
37 |
40 |
Динамическое давление |
270 |
350 |
450 |
550 |
700 |
850 |
1000 |
П р и м е ч а н и е. Московская, Ивановская и Владимирская области – 1 район.
Для рабочего состояния крана
динамическое давление и
скорость ветра
Таблица 9.5
Скорость и давление ветра
Назначение кранов |
Скорость ветра, м/с |
Динамическое давление, Па |
Краны: строительные, монтажные, для полигонов железобетонных изделий, штучных грузов, а также стреловые самоходные общего назначения |
14,0 |
125 |
Краны всех типов, устанавливаемые в речных и морских портах |
20,0 |
250 |
Краны, устанавливаемые на объектах, исключающих возможность перерыва в работе |
28,5 |
500 |
Задача Оценить собственную устойчивость стрелового самоходного крана, выполненного по схеме рис. 9.1.б, если: G
1=42,49 кН – вес поворотной части крана; G2=118,59 кН – вес неповоротной части крана, b=2,42 м, С1=1,44 м и С2=0,02 м, a =6°, h'1=2,1 м и h''1=1,0 м – расстояния от центра тяжести поворотной и неповоротной частей крана до плоскости, проходящей через точки ребра опрокидывания; А1=3,8 м2; А2=9,6 м2, r'2=2,3 м, r''2=1,1 м – наветренные площади и расстояния от плоскости, проходящей через точки опорного контура до центров приложения ветровой нагрузки поворотной и неповоротной частей крана соответственно. Район установки крана II.Решение
Расчет ветровой нагрузки ведем по формуле (9.1) Динамическое давление ветра для нерабочего состояния крана выбираем по табл. 9.4. Для района II РФДальнейший расчет по алгоритму, приведенному в [9.1], показывает, что кран устойчив.
9.4. Определение расчетных параметров стропов и чалочных канатов
Строповку строительных конструкций производят по заранее разработанным схемам (рис. 9.2). Для подъема и перемещения крупногабаритных и длинномерных грузов применяют траверсы.
Чтобы определить технические данные гибких стропов, необходимо провести расчет (рис. 9.3).
Определяют усилие (натяжение) в одной ветви стропа
где S – расчетное усилие, приложенное к стропу, без учета коэффициента перегрузки и воздействия динамического эффекта, кН;
Q – вес поднимаемого груза, Н;
m – общее число ветвей стропа;
a
– угол между направлением действия расчетного усилия стропа;k – коэффициент, зависящий от угла наклона
a ветви стропа к вертикали (табл. 9.6):Таблица 9.6
a , град |
0 |
15 |
30 |
45 |
60 |
k |
1 |
1,03 |
1,15 |
1,42 |
2 |
Рис. 9.2. Схемы строповки конструкций:
а – двухветвевым стропом; б – траверсой в двух точках; в – траверсой в трех точках с уравнительным роликом; г – траверсой в четырех точках с двумя уравнительными роликами; д – трехветвевым стропом; е – траверсой в четырех точках; ж – продольной и двумя поперечными траверсами в четырех точках; з – подъем вертикального элемента; и – подъем наклонного элемента; 1 – центр тяжести груза; 2 – траверса; 3 – ролик; 4 – строп;
a – угол между стропом и вертикальюРис. 9.3. Схема для расчета усилий в ветвях стропа
Определяют разрывное усилие в ветви стропа
где kз
– коэффициент запаса прочности для стропа, определяемый в зависимости от типа стропа.По найденному разрывному усилию по табл. 9.7 подбирают канат и определяют его технические данные: временное сопротивление разрыву, ближайшее большее к расчетному, и его диаметр.
Таблица 9.7
Техническая характеристика стальных канатов
Диаметр каната, мм |
Масса 100 м смазанного каната, кг |
Маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву, МПа |
|||
1400 |
1600 |
1700 |
1800 |
||
Канат типа ТК 6 ґ 19 |
|||||
11 |
43,3 |
52 560 |
60 050 |
63 850 |
65 800 |
14,5 |
71,5 |
86 700 |
99 000 |
105 000 |
108 000 |
17,5 |
107 |
129 000 |
147 500 |
157 000 |
161 500 |
19,5 |
127,5 |
154 500 |
176 500 |
187 500 |
193 500 |
21 |
149,5 |
1 810 000 |
207 000 |
220 000 |
227 000 |
22,5 |
173,5 |
210 000 |
240 000 |
255 000 |
263 000 |
24 |
199 |
241 000 |
275 500 |
292 500 |
302 000 |
продолжение табл. 9.7
Диаметр каната, мм |
Масса 100 м смазанного каната, кг |
Маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву, МПа |
|||
1400 |
1600 |
1700 |
1800 |
||
Канат типа ТК 6 ґ19 |
|||||
27 |
255,5 |
309 500 |
364 000 |
376 000 |
387 500 |
29 |
286 |
347 000 |
396 500 |
421 500 |
434 000 |
32 |
353 |
428 000 |
489 500 |
520 000 |
536 000 |
35 |
427 |
518 000 |
592 000 |
614 500 |
648 000 |
38,5 |
508 |
616 000 |
704 000 |
748 000 |
771 000 |
Канат типа ТК 6 ґ 37 |
|||||
9 |
27,35 |
— |
36 850 |
39 150 |
41 450 |
11,5 |
42,7 |
— |
57500 |
61 050 |
62 550 |
13,5 |
61,35 |
— |
82 400 |
87 700 |
89 600 |
15 |
83,45 |
98 400 |
112 000 |
119 000 |
122 000 |
18 |
109 |
128 000 |
146 500 |
155 500 |
159 500 |
20 |
138 |
162 000 |
185 500 |
197 000 |
202 000 |
22,5 |
170,5 |
200 000 |
229 000 |
243 500 |
249 000 |
24,5 |
206 |
242 500 |
277 000 |
294 500 |
301 500 |
27 |
245,5 |
289 000 |
330 500 |
361 000 |
360 000 |
29 |
288 |
339 000 |
387 500 |
412 000 |
422 000 |
31,5 |
334 |
393 600 |
449 500 |
478 000 |
489 500 |
33,5 |
383,5 |
451 500 |
616 500 |
548 500 |
661 500 |
36,5 |
436 |
514 000 |
687 500 |
624 000 |
639 500 |
38 |
492 |
580 000 |
662 500 |
704 000 |
721 500 |
39,5 |
551,5 |
650 000 |
743 000 |
789 500 |
808 500 |
Задача
Требуется определить диаметр каната стропа для подъема груза весом 102 кН с зацепкой крюками при угле отклонения ветвей стропа от вертикали 45° , число ветвей m=4. Для a =45° коэффициент k=1,42.Решение
Усилие, действующее на одну ветвь стропа,S = 1,42Ч 102 / 4=36,2 кН.
Разрывное усилие ветви стропа, изготовленного из стального каната, R і kзS. При kз = 6, R = 6 Ч 36,2 = 217,26 кН.