назад

9. ОХРАНА ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

9.1.    Определение опасных зон

Границы опасной зоны башенных кранов определяются площадью между подкрановыми путями, увеличенной в каждую сторону на то есть

длина

ширина

где lп – длина подкранового пути, м;

b – ширина колеи, м;

R – максимальный вылет крюка, м;

Sн – отлет груза при его падении с высоты (табл. 9.1).

Таблица 9.1

Границы опасной зоны Sн в связи с падением предметов

Высота возможного падения предмета h, м

Границы опасной зоны Sн, м

Вблизи мест перемещения грузов

Вблизи строящегося здания или сооружения (от внешнего периметра)

До 20

20ё70

70ё120

120ё200

200ё300

300ё400

7

10

15

20

25

30

5

7

10

15

20

25

Границы опасной зоны, где проявляется потенциальное действие опасных производственных факторов, связанных с падением предметов, определяются наружными контурами строящегося объекта, увеличенными на Sн.

Отлет груза при падении с высоты h от точки его подвешивания может быть определен по формуле где w – угловая скорость вращения стрелы, с-1.

Задача Требуется оценить возможную опасную зону при работе автомобильного крана на вылете R=11 м, при подъеме груза массой 2 т на высоту h =12м, при угловой скорости вращения стрелы w = 0,1 с-1.

Решение

  1. Отлет груза вычисляем по формуле для компактного груза
  2. Ветер и парусность груза могут значительно увеличить отлет, поэтому по табл. 9.1 принимаем Sн = 7м.

Таким образом, в зависимости от погодных условий и габаритов груза опасную зону определяют:

для компактных грузов при безветренной погоде

для плит и панелей высокой парусности при ветреной погоде

Границы опасных зон вблизи движущихся частей и рабочих органов определяются расстоянием в пределах 5 м, если другие повышенные требования отсутствуют в паспорте и инструкции завода-изготовителя.

Граница опасной зоны в местах прохождения временных электрических сетей определяется пространством, в пределах которого рабочий может коснуться проводов монтируемыми длинномерными деталями. Опасная зона в этом случае определяется максимальной длиной детали плюс 1 м.

Границы опасной зоны высоковольтных линий электропередач, проходящих через территорию строительной площадки, устанавливают в зависимости от напряжения сети в обе стороны от крайних проводов: при напряжении до 20 кВ – 10, до 35 кВ – 15, до 110 кВ – 20, до 220 кВ – 25 м.

Граница опасной зоны вблизи выемок с откосами, разрабатываемых без механических креплений, связана с выходом следа поверхности скольжения от возможной призмы обрушения грунта на берму.

Положение границы опасной зоны относительно подошвы выемки в случае отсутствия пригрузки бермы можно определить по формуле:

где h – глубина выемки, м;

– коэффициент заложения откоса, который принимается по данным табл. 9.2.

Таблица 9.2

Коэффициент заложения откоса, a

Грунт

Коэффициент заложения откоса, a при глубине выемки, не более, м

1,5

3

5

Насыпной неуплотняемый

Песчаный и гравийный

Смесь

Глина

Лесс и лессовидный

0,67

0,5

0,25

0

0

1

1

0,67

0,5

0,25

1,25

1

0,85

0,5

0,5

Положение границы опасной зоны относительно подошвы выемки в случае пригрузки бермы весом строительных машин может быть определено через наименьшее допустимое приближение опоры крана lн (конца шпалы, гусеницы, колеса) к основанию откоса по табл. 9.3.

Таблица 9.3

Наименьшее допустимое расстояние до подошвы траншеи

Глубина выемки, м

Наименьшее допустимое расстояние lн, м              для грунта (ненасыпного)

песчаного

супесчаного

суглинистого

глинистого

1

2

3

4

5

1,5

3

4

5

6

1,25

2,4

3,6

4,4

5,3

1

2

3,25

4

4,75

1

1,5

1,75

3

3,5

Задача Требуется определить положение границы опасной зоны на берме выемки глубиной 3 м в суглинистых грунтах.

Решение

  1. По исходным данным находим по табл. 9.2 значение коэффициента заложения a = 0,5.
  2. Вычисляем след плоскости скольжения от возможной призмы обрушения на берме, свободной от нагрузки:
  3. По табл. 9.3 наименьшее допустимое приближение к подошве незакрепленного откоса lн = 3,25 м, в котором учитывается дополнительная пригрузка бермы массой строительной машины (крана).
  4. Принимаем положение границы опасной зоны для двух случаев:

берма выемки свободна от нагрузки – lн = 2,8 м;

берма выемки имеет нагрузку – lн = 3,25 м.

9.2.    Устойчивость кранов

Для свободно стоящих стреловых кранов проверка грузовой устойчивости обязательна при двух положениях крана. В первом случае кран установлен на рабочей площадке с наибольшим допустимым уклоном a при направлении стрелы в сторону уклона перпендикулярно ребру опрокидывания (рис. 9.1, а).

      а)

      б)

      Рис. 9.1. Схема расчета грузовой (а) и собственной (б)

      устойчивости стрелового крана

На кран со стороны противовеса действует ветровая нагрузка рабочего состояния и инерционные нагрузки, возникающие при работе механизмов подъема, поворота, изменения вылета и передвижения крана. Инерционная нагрузка, возникающая при передвижении крана, учитывается только при проверке устойчивости вдоль подкранового пути. Во втором случае при работе крана на площадке с наибольшим допустимым уклоном a стрела с грузом на максимальном вылете направлена в плане под углом 45° к ребру опрокидывания в сторону уклона рабочей площадки. В дополнение к первому расчетному случаю на кран действует касательная инерционная нагрузка от массы груза и стрелы, возникающая при работе механизма поворота крана в неустановившемся режиме.

9.3.    Расчет ветровых нагрузок

За ветровую нагрузку на кран в рабочем состоянии принимается предельная нагрузка, при которой обеспечивается эксплуатация крана с номинальным грузом. Ветровой нагрузкой на кран в нерабочем состоянии считается предельная ветровая нагрузка, на которую должны быть рассчитаны элементы крана. Ветровая нагрузка определяется суммой статической и динамической составляющих.

Статическая составляющая ветровой нагрузки рассчитывается по формуле

(9.1)

где r – плотность воздуха;

u – скорость ветра, направленного параллельно земле;

к – коэффициент, учитывающий изменение динамического давления ветра по высоте;

с – коэффициент аэродинамической силы;

п – коэффициент перегрузки (для рабочего состояния п=1, для нерабочего п=1,1).

Для нерабочего состояния динамическое давление и скорость ветра на высоте 10 м над поверхностью земли в зависимости от района РФ следует принимать по табл. 9.4.

Таблица 9.4

Скорость и давление ветра

Показатель ветровой

нагрузки

Районы РФ

I

II

III

IV

V

VI

VII

Скорость ветра, м/с

21

24

27

30

33

37

40

Динамическое давление , Па

270

350

450

550

700

850

1000

П р и м е ч а н и е. Московская, Ивановская и Владимирская области – 1 район.

Для рабочего состояния крана динамическое давление и скорость ветра u на высоте 10 м над поверхностью земли, вне зависимости от района установки крана, но с учетом его назначения принимается по табл. 9.5.

Таблица 9.5

Скорость и давление ветра

Назначение кранов

Скорость

ветра, м/с

Динамическое давление, Па

Краны: строительные, монтажные, для полигонов железобетонных изделий, штучных грузов, а также стреловые самоходные общего назначения

14,0

125

Краны всех типов, устанавливаемые в речных и морских портах

20,0

250

Краны, устанавливаемые на объектах, исключающих возможность перерыва в работе

28,5

500

Задача Оценить собственную устойчивость стрелового самоходного крана, выполненного по схеме рис. 9.1.б, если: G1=42,49 кН – вес поворотной части крана; G2=118,59 кН – вес неповоротной части крана, b=2,42 м, С1=1,44 м и С2=0,02 м, a =6°, h'1=2,1 м и h''1=1,0 м – расстояния от центра тяжести поворотной и неповоротной частей крана до плоскости, проходящей через точки ребра опрокидывания; А1=3,8 м2; А2=9,6 м2, r'2=2,3 м, r''2=1,1 м – наветренные площади и расстояния от плоскости, проходящей через точки опорного контура до центров приложения ветровой нагрузки поворотной и неповоротной частей крана соответственно. Район установки крана II.

Решение Расчет ветровой нагрузки ведем по формуле (9.1) Динамическое давление ветра для нерабочего состояния крана выбираем по табл. 9.4. Для района II РФ =350 Па. Коэффициент аэродинамической силы с=1,2. Коэффициент к=1,00, так как наветренные площади крана расположены ниже уровня 10 м от поверхности земли. Коэффициент п=1,1.

Дальнейший расчет по алгоритму, приведенному в [9.1], показывает, что кран устойчив.

9.4. Определение расчетных параметров стропов и чалочных канатов

Строповку строительных конструкций производят по заранее разработанным схемам (рис. 9.2). Для подъема и перемещения крупногабаритных и длинномерных грузов применяют траверсы.

Чтобы определить технические данные гибких стропов, необходимо провести расчет (рис. 9.3).

Определяют усилие (натяжение) в одной ветви стропа

где S – расчетное усилие, приложенное к стропу, без учета коэффициента перегрузки и воздействия динамического эффекта, кН;

Q – вес поднимаемого груза, Н;

m – общее число ветвей стропа;

a – угол между направлением действия расчетного усилия стропа;

k – коэффициент, зависящий от угла наклона a ветви стропа к вертикали (табл. 9.6):

Таблица 9.6

a , град

0

15

30

45

60

k

1

1,03

1,15

1,42

2

Рис. 9.2. Схемы строповки конструкций:

а – двухветвевым стропом; б – траверсой в двух точках; в – траверсой в трех точках с уравнительным роликом; г – траверсой в четырех точках с двумя уравнительными роликами; д – трехветвевым стропом; е – траверсой в четырех точках; ж – продольной и двумя поперечными траверсами в четырех точках; з – подъем вертикального элемента; и – подъем наклонного элемента; 1 – центр тяжести груза; 2 – траверса; 3 – ролик; 4 – строп; a – угол между стропом и вертикалью

Рис. 9.3. Схема для расчета усилий в ветвях стропа

Определяют разрывное усилие в ветви стропа

где kз коэффициент запаса прочности для стропа, определяемый в зависимости от типа стропа.

По найденному разрывному усилию по табл. 9.7 подбирают канат и определяют его технические данные: временное сопротивление разрыву, ближайшее большее к расчетному, и его диаметр.

Таблица 9.7

Техническая характеристика стальных канатов

Диаметр каната, мм

Масса 100 м смазанного каната, кг

Маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву, МПа

1400

1600

1700

1800

Канат типа ТК 6ґ 19

11

43,3

52 560

60 050

63 850

65 800

14,5

71,5

86 700

99 000

105 000

108 000

17,5

107

129 000

147 500

157 000

161 500

19,5

127,5

154 500

176 500

187 500

193 500

21

149,5

1 810 000

207 000

220 000

227 000

22,5

173,5

210 000

240 000

255 000

263 000

24

199

241 000

275 500

292 500

302 000

продолжение табл. 9.7

Диаметр каната, мм

Масса 100 м смазанного каната, кг

Маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву, МПа

1400

1600

1700

1800

Канат типа ТК 6ґ19

27

255,5

309 500

364 000

376 000

387 500

29

286

347 000

396 500

421 500

434 000

32

353

428 000

489 500

520 000

536 000

35

427

518 000

592 000

614 500

648 000

38,5

508

616 000

704 000

748 000

771 000

Канат типа ТК 6ґ 37

9

27,35

36 850

39 150

41 450

11,5

42,7

57500

61 050

62 550

13,5

61,35

82 400

87 700

89 600

15

83,45

98 400

112 000

119 000

122 000

18

109

128 000

146 500

155 500

159 500

20

138

162 000

185 500

197 000

202 000

22,5

170,5

200 000

229 000

243 500

249 000

24,5

206

242 500

277 000

294 500

301 500

27

245,5

289 000

330 500

361 000

360 000

29

288

339 000

387 500

412 000

422 000

31,5

334

393 600

449 500

478 000

489 500

33,5

383,5

451 500

616 500

548 500

661 500

36,5

436

514 000

687 500

624 000

639 500

38

492

580 000

662 500

704 000

721 500

39,5

551,5

650 000

743 000

789 500

808 500

Задача Требуется определить диаметр каната стропа для подъема груза весом 102 кН с зацепкой крюками при угле отклонения ветвей стропа от вертикали 45° , число ветвей m=4. Для a =45° коэффициент k=1,42.

Решение Усилие, действующее на одну ветвь стропа,

S = 1,42Ч 102 / 4=36,2 кН.

Разрывное усилие ветви стропа, изготовленного из стального каната, R і kзS. При kз = 6, R = 6 Ч 36,2 = 217,26 кН.

дальше