Расчётный створ для водоёма второй категории должен находиться на расстоянии L=500 м. Определим для этого расстояния начальную nн, основную nп и общую n
p кратности разбавления: nн=1,4; l=222; nп=4,85 и np=6,8 (примеры расчёта этих величин были показаны в предыдущих задачах).Рассчитаем приведённую концентрацию сточных вод по (3.59):
со,с
< 0,02+(0,05–0,02)ґ 6,8 или со,с< 0,22.Для нахождения концентрации отдельных веществ в сточных водах используем соотношение между исходными концентрациями с
0,1/с0,2=5, откуда с0,2=0,2ґ с0,1. С учетом полученного соотношения из формулы (3.66) выразим со,1 и получим:со,1
<Из (3.66) найдем значение с
0,2со,2
<Для использования водоема в рыбохозяйственных целях концентрацию веществ в сточных водах необходимо уменьшить для аммиака в 5/0,2 = 25 раз и для свинца в 1/0,04 = 25 раз.
3.3. Загрязнение почв
Вопрос
Какие виды воздействия оказывает антропогенная деятельность на поверхность Земли и почву?Ответ
На поверхность Земли и почву оказывают воздействие: добыча полезных ископаемых и топлива (карьерным и шахтным способами); строительство отвалов и вскрышных пород, хвостов (отходов) обогащения, шлаков, шламов, различных хранилищ; строительство промышленных и гражданских зданий, сооружений, дорог и коммуникаций; свалка твердых отходов, осаждение пыли, химических веществ и соединений из атмосферы.Вопрос
К каким негативным последствиям приводит воздействие на поверхность Земли и почву?Ответ
К основным негативным последствиям воздействия относятся:Вопрос
Какие виды опасности для человечества представляют воздействия на почву?Ответ
Все виды опасностей можно разделить на две группы:Вопрос Какую роль играют земельные ресурсы в жизнедеятельности человека?
Ответ
Почвенный покров – важнейшее природное образование, входящее в состав биогеоценозов, благодаря которым производится 95…97 % продовольственных ресурсов населения планеты. Почва удовлетворяет потребность растений в минеральных веществах и воде.Почвенный покров принадлежит к саморегулирующейся биологической системе, которая является частью биосферы и включает:
Земельные ресурсы мира составляют 86,5 % площади суши, среди них пашня и многолетние насаждения (10 %), сенокосы и пастбища (25 % площади суши).
На душу населения Земли приходится 0,35
ё 0,37 га пашни (в Канаде 1,4; в США 0,63; в Японии 0,04, в России 0,82 га (82 сотки)).Вопрос
Что понимают под деградацией почв, и какова степень опасности этого процесса?Ответ
Деградацией почв называют постепенное ухудшение свойств почв, которое сопровождается уменьшением содержания гумуса, разрушением почвенной структуры, снижением плодородия. Деградацию почв вызывают следующие процессы: заболачивание или осушение, связанные с подъемом уровня грунтовых вод или их падением; засоление; загрязнение; эрозия и др.Деградировавшие почвы изымаются из севооборота и, следовательно, не участвуют в производстве продуктов питания. Хорошие черноземные почвы в России занимают лишь около 7 % общей площади и на них размещается более половины пахотных земель, на которых производится около 80 % земледельческой продукции. Деградация почв в России характеризуется следующими цифрами:
Воздействия на почву относят к категории очень опасных, так как на естественное восстановление слоя почвы может потребоваться тысячи лет (один сантиметр слоя почвы образуется за тысячу лет).
Вопрос Что понимают под эрозией почв?
Ответ
Эрозия – это разрушение почвы, сопровождающееся обычно переносом частиц с одного места на другое. Она происходит под действием следующих факторов: ветра (ветровая эрозия), воды (водная эрозия), биологических агентов (вытаптывание), загрязнения среды. Процесс деградации идет в следующей последовательности: сначала уничтожается растительный покров, затем незащищенная почва уносится ветром или смывается водой и в результате образуется техногенная пустыня.При правильных севооборотах поля теряют 20 см почвы за 100 лет, а при монокультуре кукурузы – всего за 15 лет.
На почвах, подвергнутых эрозии, урожайность снижается в 3
ё4 раза. Из-за эрозии уже потеряно более половины всей пашни мира, а ежегодные потери составляют более 3 % эксплуатируемой пашни.Вопрос
Каким образом вредные вещества из почвы могут попасть в организм человека и отразиться на его здоровье?Ответ
Вредные вещества из почвы в организм человека попадают в основном вместе с пищей, питьевой водой и вдыханием воздуха.Вредные вещества из почвы аккумулируются растениями, затем накапливаются в организмах животных, которые поедают эти растения. Кроме того, в организм животных вредные вещества могут попасть с вдыхаемым воздухом и питьевой водой. С растительной и животной пищей вредные вещества проникают в организм человека. Пищевая
цепочка может оказаться довольно неожиданной. Например, до 1956 года считалось, что ртуть, попавшая на дно водоема со сточными водами, не представляет опасности, так как она в 13,5 раз тяжелее воды и не растворяется в ней. Однако, оказалось, что она может усваиваться некоторыми микроорганизмами, и в виде метилртути накапливаться в рыбах и с мясом рыб попадать в организм человека, вызывая расстройство речи, походки, понижение слуха и зрения. Болезнь была впервые зафиксирована в японской деревне Минамата. Содержание ртути в органах погибших людей превышало обычное содержание в 50 ё30000 раз.Отметим, что при переходе вредных веществ по пищевой цепи происходит их накопление. Например, если концентрация ДДТ в почве равна условной единице, то у червя, живущего в этой почве, она составит 1ё10 единиц, а у глухаря, который питается этим червем, – 200 единиц [3.5].
В воздушную среду вредные вещества могут попасть в результате испарения, разложения или других химических превращений, а также вместе с пылью, поднимаемой ветром.
В водную среду вредные вещества или их химические соединения могут попасть с поверхностными или грунтовыми водами.
Вопрос
Какие загрязнители почвы считаются особо опасными?Ответ К особо опасным веществам, загрязняющим почву, атмосферный воздух и водоёмы, относятся диоксины, полихлорбифенилы, бенз(а)пирен.
Диоксины образуются в виде примеси в продукции производств, связанных с использованием хлора, брома и их соединений. Наиболее опасным является диоксин 2,3,7,8 – ТХДД, токсичность которого принята за единицу ("диоксиновый" эквивалент) при оценке токсичности смесей диоксинов. Основная опасность диоксинов заключается в их способности накапливаться в живых организмах и вызывать отдаленные последствия хронического отравления малыми дозами. Массовые поражения диоксинами происходили во Вьетнаме, Италии, США, Японии.
Источниками загрязнения природной среды диоксинами служат гербициды (химические соединения из группы пестицидов, применяемые для уничтожения нежелательных растений), шлаконакопители, зола мусоросжигающих заводов и др.
Полихлорбифенилы – это стойкие хлорорганические соединения (пестициды, ДДТ) и полихлорированные бифенилы (ПХБ), которые образуются при производстве или использовании ПХБ (конденсаторные и металлургические заводы, обработка посевов), при сжигании отходов на свалках. Около некоторых заводов Челябинской области на расстоянии 500
ё 1000 м содержание ПХБ в почвах превышает норматив в 5ё17 раз. ПХБ накапливаются в основном в жировых тканях. В некоторых городах (Пензе, Москве, Ростове) суточное поступление ПХБ в организм детей с грудным молоком матери превышает норматив в 5ё12 раз.Бенз(а)пирен (БП) выбрасывается в окружающую среду предприятиями цветной и черной металлургии, коксохимии, нефтехимии, литейными производствами, асфальтобетонными заводами, ТЭС, транспортом, мусоросжигающими установками. Максимальное содержание БП наблюдается в зимний период. В среднем по России в воздухе городов концентрация БП составляет 3,3 ПДК, а в некоторых городах достигает 10 ПДК [3.6].
Вопрос Как нормируется содержание химических веществ в почве?
Ответ
Безопасные концентрации химических веществ в почвах определяются при следующих условиях:Предельно допустимая концентрация экзогенного химического вещества в почве – это максимальное его количество (в мг/кг пахотного слоя абсолютно сухой почвы), установленное в экстремальных почвенно-климатических условиях, которое гарантирует отсутствие отрицательного прямого или косвенного через контактирующие с почвой среды воздействия на здоровье человека, его потомство и санитарные условия жизни населения.
Экстремальными почвенно-климатическими считаются условия, при которых миграция веществ в контактирующие с почвой среды, максимальна. Например, в теплое время года вредные вещества более опасны, так как их переход в атмосферу, в воду и растения происходит более интенсивно.
Гигиеническое нормирование пороговых концентраций веществ производится по шести лимитирующим признакам:
В табл. 3.10 приведены ПДК некоторых химических веществ в почве [3.6].
Таблица 3.10
Предельно допустимые концентрации некоторых химических веществ в почве, мг/кг
Вещество |
ПДК |
Лимитирующий признак |
Бенз(а)пирен Бензин Мышьяк Ртуть Кобальт Полихлорбифенилы (суммарно) |
0,02 0,1 2 2,1 5 0,06 |
Общесанитарный Воздушно-миграционный Транслокационный Транслокационный Общесанитарный (Ориентировочное значение) |
Вопрос
Как оценивается степень экологического неблагополучия по состоянию почв населенных пунктов?Ответ
Некоторые показатели, характеризующие три степени опасности приведены в табл. 3.11 [3.6].Таблица 3.11
Показатели состояния почв, определяющие степени экологического неблагополучия селитебных территорий
Показатели |
Степени экологического неблагополучия |
||
1-я – относительно удовлетворительная |
4-я – кризисная (зона ЧЭС) |
5-я – катастрофическая (зона ЭБ) |
|
Основные показатели |
|||
Мощность экспозиционной дозы излучения на уровне 1 м от поверхности почвы, мкР/ч |
< 20 |
200…400 |
> 400 |
Радиоактивное загрязнение, Ки/км 2цезий-137 стронций-90 плутоний (сумма изотопов) |
< 1 < 0,3 – |
15…40 1…3 < 0,1 |
> 40 > 3 > 0,1 |
Суммарный показатель химического загрязнения Zc | < 16 | 32…128 | > 128 |
Дополнительные показатели |
|||
Содержание яиц гельминтов в 1 кг почвы |
Отсутствуют |
10…100 |
> 100 |
Число патогенных микроорганизмов в 1 г почвы |
<104 |
105…106 |
>106 |
Коли-титр |
>1 |
10-3…10-2 |
<10-3 |
Гемотоксичность почвы (рост числа мутаций по сравнению с контролем), число раз |
<2 |
102…103 |
>103 |
П р и м е ч а н и я.
1. Коли-титр – наименьшая масса почвы, г, в которой содержится одна кишечная палочка.
2. Суммарный показатель химического загрязнения Zc рассчитывается по формуле:
Zc=Kc,1+ Kc,2+…+ Kc,n–(n–1), (3.67)
где n – число химических веществ; Kc,i – отношение концентраций i-го вещества или к фоновой (для тяжелых металлов природного происхождения) или к предельно допустимой концентрации (для веществ неприродного происхождения). 3.4. Обеспечение экологической безопасностиСпособы управления техногенными воздействиями на окружающую природную среду в целях снижения их до допустимых значений можно условно разделить на две группы:
Ниже будут рассмотрены только законодательно-организационные меры повышения экологической безопасности.
Правовые и нормативные документы
Вопрос
Каким образом обеспечивается правовая основа экологической безопасности?Ответ Экологическая безопасность обеспечивается федеральными законами, ФЗ, постановлениями правительства и региональных органов власти Российской Федерации. Основополагающим документом, является закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды", введенный в действие с 3.02.1992 г.
Среди других законов и постановлений правительства отметим следующие законы:
Водный кодекс РФ. 16.11.95 № 167 – Ф3.
Лесной кодекс РФ. 29.01.97 № 22 – Ф3.
Об охране атмосферного воздуха 14.07.82.
О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. 19.04.91 № 1034 – 1.
О плате за землю. Ред. от 27.12.95 № 211 – Ф3.
О недрах. Ред. от 03.03.95 № 68 – Ф3.
О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 21.12.94 № 68 – Ф3.
Об особо охраняемых природных территориях 14.03.95 № 33 –Ф3.
О животном мире. 24.04.95 № 52 – Ф3.
Об экологической экспертизе. 23.11.95 № 174 – Ф3.
Об энергосбережении. 03.04.96 № 28 – Ф3.
Постановления правительства:
О нормативах предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и вредных воздействий на неё. 16.12.81 № 1180.
О рекультивации земель, снятии, сохранении и рационном использовании плодородного слоя почвы. 23.02.94 № 140.
О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов. 31.12.95 № 1310.
Вопрос Каким образом нормируется экологическая безопасность, и какими органами устанавливаются нормативы?
Ответ Под нормированием экологической безопасности понимается определение и установление определённых норм и правил, которые регламентируют (ограничивают) хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую природную среду и население.
Нормативные документы по охране окружающей среды включают:
Вопрос Что нормируют СанПиН, СНиПы и ГОСТы в области охраны окружающей среды?
Ответ
Санитарные правила и нормы, устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, воде различного назначения и почвах, а также ориентировочно допустимые концентрации (количества) ОДК, гигиенические нормативы. Они же устанавливают предельные уровни физических воздействий (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников, ионизирующих излучений).В системе строительных норм и правил (СНиП) рассмотрены нормы проектирования сооружений, учитывающие требования охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Каждый документ обозначен четырьмя числами. Например, в обозначении СНиПа 2.04.08–86: 2 – номер части; 04 – номер группы; 08 – номер документа и 86 – год регистрации. Система СНиП состоит из пяти частей: 1 – организация, управление, экономика; 2 – нормы проектирования; 3 – организация производства приемки работ; 4 – сметные нормы; 5 – нормы затрат материальных и трудовых ресурсов.
Система стандартов "Охрана природы" направлена на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Она включает 10 комплексов, стандартов: 0 – организационно-методические стандарты; 1 – гидросфера; 2 – атмосфера; 3 – биологические ресурсы; 4 – почвы; 5 – земли; 6 – флора; 7 – фауна; 8 – ландшафты; 9 – недра. Комплексы с 1-го по 9-й включают по восемь групп стандартов: 0 – основные положения; 1 – термины, определения, классификация; 2 – показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов, показатели интенсивности использования природных ресурсов; 3 – правила охраны природы и рационального использования ресурсов; 4 – методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий; 5 – требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды; 6 – требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений; 7 – прочие стандарты.
Шифр каждого документа состоит из пяти чисел. Например, в шифре ГОСТ 17.2.3.04 – 87 обозначено: 17 – номер государственной системы стандартов (ГСС); 2, 3, 04 – номера комплекса, группы и документа; 87 – год регистрации стандарта.
Экологическая экспертиза
Вопрос Что понимают под экологической экспертизой, каковы её цели и задачи?
Ответ
Экологическая экспертиза – это система комплексной оценки всех возможных экологических и социально-экономических последствий осуществления проектов и реконструкций, направленная на предотвращение их отрицательного влияния на окружающую среду и на решение намеченных задач с наименьшими затратами ресурсов.Цель экологической экспертизы – предупреждение возможного превышения допустимого уровня вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду.
Главная задача экологической экспертизы – определение полноты и достаточности мер по обеспечению требуемого уровня экологической безопасности, которые должны гарантировать:
Вопрос На каких принципах основывается экологическая экспертиза?
Ответ
Экологическая экспертиза базируется на следующих принципах:Вопрос Кем проводится экологическая экспертиза?
Ответ Различают два вида экологической экспертизы: государственную и общественную.
Государственная экспертиза проводится специальными органами ГКРФ по охране окружающей среды (объекты федерального уровня) или его региональных комитетов (объекты уровня субъектов РФ).
Общественная экологическая экспертиза проводится общественными организациями (объединениями), которые занимаются деятельностью, связанной с охраной окружающей среды, и в том числе экологической экспертизой. Выводы (заключение) общественной экологической экспертизы носят рекомендательный характер и становятся юридически обязательными после их утверждения органами государственной экологической экспертизы. Однако общественные организации могут в судебном порядке опротестовать заключение государственной комиссии.
Кроме того, общественные организации обязаны принимать участие в организации общественных слушаний на стадии оценки уровня воздействия на окружающую среду и возможных последствий.
Общественные обсуждения в нашей стране играли и играют во многих случаях решающую роль при экологической экспертизе проектов.
Вопрос
Какова компетенция органов власти в области экологической экспертизы?Ответ
Компетенция органов законодательной и исполнительной власти от президента до органов местного самоуправления определена законами РФ.В качестве примера рассмотрим права и обязанности органов субъектов РФ (республик, краев, областей):
Вопрос Какие виды хозяйственной деятельности и объекты подлежат экологической экспертизе?
Ответ
Перечень видов и объектов, для которых обязательна экологическая экспертиза, дан в приложении к приказу Минприроды России от 18.07.1994 г. № 222 І Положение об оценке воздействия на окружающую среду в РФІ . Списки объектов, не вошедших в этот перечень, но подлежащих экологической экспертизе, составляются органами исполнительной власти субъектов РФ.Государственной экологической экспертизе в субъектах РФ подлежат:
Вопрос Каковы общие требования к экологическим обоснованиям предпроектной и проектной документации?
Ответ
Экологические обоснования преследуют три основные цели:В проектной и предпроектной документации должны быть обоснованы:
В экологическом обосновании должны быть учтены:
Экологическое обоснование должно содержать следующие материалы:
В экологических основаниях обязательно должны быть представлены альтернативные варианты, включая нулевой – отказ от намеченной деятельности.
Вопрос Какая информация используется при разработке экологических обоснований?
Ответ Источниками исходной информации могут быть материалы специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, опубликованные фондовые материалы научных организаций, данные статистической отчетности, экологического мониторинга; инженерных изысканий, экологических исследований, данные по объектам-аналогам, расчеты и модели прогноза.
При составлении экологических обоснований рекомендуется использовать кадастровые карты природных ресурсов, карты-схемы компонентов природной среды (почвенные, геоботанические, животного мира и др.).
Вопрос Каков порядок проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ)?
Ответ Порядок проведения государственной экологической экспертизы описан в приложении к приказу Минприроды России от 13.01.1996 г. № 362.
Материалы, предоставляемые на экспертизу, должны содержать специальные разделы или предложения, в которых:
В зависимости от экологической значимости объекта материалы по нему направляются в ГКРФ по охране окружающей среды или в его территориальные органы.
Согласование (разрешение) ГКРФ по охране окружающей среды или его региональных органов не может считаться заключением ГЭЭ.
Представленные материалы регистрируются и проверяются на полноту и достаточность. Не более чем через семь дней орган ГЭЭ выставляет смету и счет на оплату или уведомляет о несоответствии материалов установленным требованиям.
Экспертиза начинается не более чем через 30 дней после её оплаты. К этому времени должен быть сформирован состав экспертной комиссии, разработаны задания на экспертизу, определены сроки её выполнения (не более четырех и в особых случаях шести месяцев), подготовлен и направлен для утверждения проект приказа на проведение ГЭЭ.
Экспертная комиссия определяет:
На основании анализа представленного экологического обоснования составляется, обсуждается и подписывается "Заключение ГЭЭ", которое должно утверждаться приказом. Информация о результатах проведения экспертизы направляется заинтересованным организациям.
"Заключение ГЭЭ" может быть обжаловано в судебном порядке.
Вопрос Что содержит "Заключение государственной экологической экспертизы"?
Ответ
Экспертное заключение содержит три части: вводную, констатирующую и заключительную.Вводная часть включает сведения об экспертируемых материалах, об организациях, разработчиках и заказчиках этих материалов и об органе, выполняющем экспертизу.
В констатирующей части дается оценка выполнения экологических требований с учетом состояния территории, где планируется строительство или иная деятельность.
Заключительная часть должна содержать оценку всего комплекса мероприятий по рациональному использованию ресурсов и охране природной среды.
Заключение экспертизы может быть положительным или отрицательным.
Положительное заключение должно содержать выводы: о законности намечаемой деятельности, о допустимости воздействия на окружающую среду и о возможности реализации объекта экспертизы.
Отрицательное заключение может содержать вывод двух видов:
Экологический паспорт предприятия
Вопрос Для чего разрабатывается экологический паспорт предприятия (ЭПП)?
Ответ Экологический паспорт предприятия – нормативно-технический документ, включающий данные об использовании ресурсов (природных, вторичных и др.) и о воздействии предприятия на окружающую среду.
Экологический паспорт для новых объектов составляет проектная организация, а для действующих – подразделения предприятия.
Информация, содержащаяся в ЭПП, предназначена для решения следующих задач:
Ответственность за правильность, достоверность и своевременность внесения данных несет руководитель предприятия.
Вопрос Какая информация вносится в ЭПП?
Ответ Согласно ГОСТ 17.0.0.04 – 90 ЭПП состоит из следующих разделов: титульный лист, общие сведения о предприятии и его реквизиты; краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия; краткое описание технологии производства и сведения о продукции; балансовая схема материальных потоков; сведения об использовании земельных ресурсов; характеристика сырья, используемых материальных и энергетических ресурсов; характеристика водопотребления и водоотведения; характеристика отходов; сведения о рекультивации нарушенных земель; сведения о транспорте и сведения о эколого-экономической деятельности предприятия.
Мониторинг окружающей природной среды
Вопрос Каковы цели и задачи экологического мониторинга окружающей природной среды?
Ответ Мониторингом окружающей природной среды называют регулярные, спланированные наблюдения параметров природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира. Он проводится в целях обеспечения системы управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью, своевременной и достоверной информацией.
Получение экологической информации позволит решать основные задачи мониторинга:
Вопрос
Для каких природных ресурсов осуществляется мониторинг?Ответ
К важнейшим природным ресурсам относятся: водные, земельные, минерально-сырьевые, биологические ресурсы и атмосферный воздух.АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ как природный ресурс пока не учитывается, хотя в промышленных районах отмечается снижение содержания кислорода, что затрудняет клеточное дыхание живых организмов и усложняет ведение некоторых технологических процессов, например, в металлургии.
ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ учитываются и наблюдаются по единой системе станциями и постами Росгидромета. Роскомвод контролирует правильность учёта количества вод в водозаборах и организованных стоках.
Учёт и контроль подземных вод осуществляют организации Комитета РФ по геологии и использованию недр (Роскомнедр) с помощью 18 тыс. пунктов наблюдения.
ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ инвентаризируются землепользователями и государственными землеустроительными органами каждые пять лет.
В Государственном земельном кадастре регистрируются землепользователи, количество и качество земель, бонитировка (доброкачественность) почв, экономическая оценка земель.
МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫЕ РЕСУРСЫ учитываются органами Роскомнедра. Надзор за рациональным использованием ресурсов и безопасностью работ осуществляет Госгортехнадзор. Госгортехнадзор согласовывает и контролирует нормативы потерь и разубоживание (снижение концентрации полезных веществ за счёт их разбавления пустой породой) полезных ископаемых при добыче и нормативы потерь при переработке,
налагает санкции за сверхнормативные потери; ограничивает, приостанавливает или запрещает сброс в недра сточных вод, захоронение вредных веществ и отходов, подземное хранение веществ и материалов.Роскомнедра подконтрольно около 3600 предприятий в составе которых 171 тыс. объектов (шахт, рудников, карьеров, разрезов, обогатительных комбинатов).
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ наблюдают и учитывают службы Главохоты РФ (охотничьи и промысловые животные), Комитета РФ по рыболовству (рыбные ресурсы), Рослесхоза (лесные ресурсы).
Вопрос
На какие уровни подразделяется система мониторинга?Ответ Уровни мониторинга можно классифицировать по виду (санитарно-токсический, экологический и биосферный) и по территории (промышленный объект, город, район, область, край, республика).
Санитарно-токсический мониторинг – это наблюдение за состоянием качества окружающей среды, в основном за её загрязнением, влиянием этого процесса на человека, животный и растительный мир.
Экологический мониторинг – это определение изменений в экосистемах (биогеоценозах), природных комплексах, оценка их продуктивности и динамики изменения природных ископаемых (водных, земельных, растительных, животных ресурсов).
Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды, на базе международных биосферных станций, восемь из которых расположены в нашей стране.
Вопрос
Как осуществляется санитарно-токсический мониторинг?Ответ Санитарно-токсический мониторинг осуществляется службами Министерства здравоохранения РФ (изучение динамики заболеваний), Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Росгидрометом.
Общее наблюдение за состоянием окружающей среды осуществляют инспекции Росгидромета по контролю атмосферы, гидросферы, почвы и работы газоочистных и пылеулавливающих установок. Локальный мониторинг используется в городах, населённых пунктах, автодорогах и на отдельных предприятиях, как правило в зонах влияния источников загрязнения.
Вопрос За какими объектами и параметрами природной среды организуется систематическое наблюдение.
Ответ В зоне влияния источников загрязнения организуется наблюдение за следующими объектами и параметрами.
АТМОСФЕРА: химический, радионуклидный состав газов и аэрозолей; твёрдые и жидкие осадки (снег, дождь) и их химический и радионуклидный состав; тепловое и влажностное загрязнение атмосферы.
ГИДРОСФЕРА: химический, радионуклидный состав поверхностных и грунтовых вод, взвесей и донных отложений в природных водостоках и водоёмах, тепловое загрязнение поверхностных и грунтовых вод.
ПОЧВА: химический и радионуклидный состав деятельного слоя почвы.
БИОТА: химическое и радиоактивное загрязнение сельскохозяйственных угодий, растительного покрова, почвенных зооценозов, наземных сообществ домашних и диких животных, птиц, насекомых, водных растений, планктона, рыб.
УРБАНИЗИРОВАННАЯ СРЕДА: химический и радиационный фон воздушной среды населённых пунктов, химический и радионуклидный состав продуктов питания, питьевой воды и др.
НАСЕЛЕНИЕ: характерные демографические параметры (численность, плотность, рождаемость, смертность, возрастной состав, заболеваемость, уровень врождённых уродств, аномалий) и социально-экономические факторы.
Вопрос Как производятся наблюдения за загрязнением атмосферы?
Ответ Правила контроля качества воздуха населённых пунктов (ГОСТ 17.2.3.01-86) устанавливают три категории постов наблюдения: стационарные, маршрутные и передвижные (подфакельные).
Стационарный пост предназначен для непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ и регулярного отбора проб воздуха для последующих анализов; маршрутный – для регулярного отбора проб воздуха в нескольких точках местности по временному графику; передвижной (подфакельный) – для отбора проб под дымовым (газовым) факелом.
Размещение стационарных и маршрутных постов должно способствовать выявлению максимумов концентрации загрязняющих веществ. Пробы воздуха отбирают на высоте 1,5…2,5 м от поверхности земли. Обычно посты располагают в точках пересечения концентрических окружностей с радиальными линиями, указывающими страны света. Основная окружность должна иметь радиус 20Н, минимальная – 10Н и наибольшая – 30Н, где Н – высота источника, м.
Число стационарных (маршрутных) постов Nр зависит от численности населения города Кн
:Кн, тыс. чел |
50 |
50…100 |
100…200 |
200…500 |
500..1000 |
1000…2000 |
N р, шт |
1 |
2 |
2…3 |
3…5 |
5…10 |
10…15 |
В населённых пунктах со сложным рельефом (возвышенные места и впадины) и значительным числом источников загрязнения один стационарный пост устанавливают на площади 5…10 км
2, а в равнинной местности – на 10…20 км2.Отбор проб передвижным постом должен производиться вдоль оси факела на расстояниях от источника выбросов х = 0,2; 0,5; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 15; 20 км. Для каждого х выполняют ещё по два отбора проб на расстояниях от оси факела равных 0,25х по обе стороны от оси факела.
На стационарных постах устанавливают три программы наблюдений: полную, неполную и сокращенную.
Наблюдения по полной программе выполняют ежедневно в 01, 07, 13 и 19 часов местного декретного времени. Допускается проводить наблюдение по скользящему графику в 06, 10, 13 часов во вторник, четверг, субботу и в 15,18 и 21 час в понедельник, среду и пятницу. По полной программе наблюдают за основными загрязняющими веществами (пылью, SO
2, NO2, CO) и за специфическими веществами, рассеивающимися над населённым пунктом.Перечень контролируемых специфических загрязняющих веществ устанавливается гидрометеорологической и санитарно-эпидемиологическими службами по данным инвентаризации источников выбросов.
Наблюдения по неполной программе разрешается проводить в целях получения оперативной информации ежедневно в 07, 13 и 19 часов. Программа наблюдений в этом случае согласовывается с органами Росгидромета и Минздрава РФ.
По сокращенной программе наблюдения за основными загрязняющими веществами и за одним–двумя наиболее распространенными специфическими загрязнителями проводят ежедневно в 07 и 13 часов. Эти наблюдения допускаются в районах с температурами воздуха ниже -45
° С и в местах, где систематически в течение месяца отмечаются концентрации загрязняющего вещества ниже порога чувствительности метода анализа данного вещества.Вопрос В каких местах контролируется качество воды?
Ответ
Расположение мест контроля качества воды показано на рис. 3.8.Вопрос Как организован контроль состояния окружающей среды?
Ответ Контроль за состоянием окружающей среды организуют местные органы ГКРФ по охране окружающей среды. Контроль выбросов промышленных предприятий и транспортных средств сводится к определению их фактической величины и сопоставлению её с величиной предельно допустимых выбросов (стоков), ПДВ, (ПДС). Методика определения ПДВ промышленных предприятий определена ГОСТ 17.2.3.02-78 и рассмотрена в пункте 3.1.
Порядок контроля выбросов разрабатывают сами предприятия. Контролю подлежат выбросы, поступающие от дымовых труб; вытяжных систем плавильных и разливочных агрегатов; сушильных установок; нагревательных и электротермических печей кузнечно-прессовых и термических цехов; шихтовых дворов; участков очистки и обрубки отливок; участков приготовления формовочных и стержневых смесей; цехов механической обработки материалов; сварочных постов и оборудования для резки металлов и сплавов; отделений для нанесения химических, электрохимических и лакокрасочных покрытий, от газоходов и воздуховодов
, отводящих загрязнённый газ; от испытательных станций.При контроле ПДВ должны использоваться в основном прямые методы измерения концентрации вредных веществ и объёмов газовоздушной смеси в местах их непосредственного выброса или после газоочистных установок. Выбросы веществ определяют в течение 20 мин., а также в среднем за сутки, месяц, год.
Контроль выбросов продолжительностью менее 20 мин. проводят по полному выбросу вредных веществ за это время.
Обследование производят на рабочих (проектных) режимах оборудования, при нестационарных режимах измерения выполняют в период максимального выброса вредных веществ.
Вопрос Каковы возможности автоматизированных систем мониторинга?
Ответ Первые автоматизированные системы слежения за параметрами окружающей среды были созданы в 50…70 г. ХХ века для военных и космических программ (систем ПВО, “Луноход”). Распространение таких систем сдерживается не техническими, а финансовыми трудностями.
Автоматизированная система мониторинга включает следующее блоки:
Примером простейшей автоматизированной системы слежения за параметрами окружающей среды может служить система "Радуга". Эта система предназначена для измерения параметров водной среды первичной обработки данных, передачи информации по радиоканалам, обработки и хранения информации в ЭВМ, выдачи результатов измерений в графическом или табличном виде на дисплей или принтер. Одна приёмная станция обслуживает до 16 автоматически передающих станций, к каждой из которых возможно подключение 16 датчиков. Полученная информация может накапливаться и
архивироваться для последующей передачи в ЭВМ. Цикл опроса каждого датчика может задаваться в интервале от 1…24 часов. Данные с контроллера в ЭВМ передаются один раз в сутки.Платежи за загрязнение окружающей среды
Вопрос С какой целью введена плата за загрязнение окружающей среды и как она используется?
Ответ Плата за загрязнение – это важнейший элемент регулирования состояния окружающей среды. Она расходуется на возмещение экономического ущерба от выбросов, сбросов загрязняющих веществ и от размещения отходов. Плата возмещает затраты на компенсацию воздействия на окружающую среду. Она расходуется на проектирование и строительство природоохранных объектов и стимулирует снижение или поддержание загрязнения среды в пределах нормативов и утилизацию отходов.
Плата за загрязнение взимается в бесспорном порядке и не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения.
Платежи поступают в экологические фонды территорий, на которые оказывается негативное воздействие.
Таким образом, плата за загрязнение окружающей среды стимулирует внедрение в практику экологически чистых производств и малоотходных технологий, которые будут экономически эффективны.
Вопрос Как определяется размер платежей за загрязнение окружающей среды?
Ответ
Постановлением правительства РФ установлены базовые ставки платежей:р
1 – 1-й базовый норматив платы за загрязнения в пределах норматива, когда концентрации загрязняющих веществ не превышают ПДК, а массовые расходы выбросов и стоковые не превышают ПДВ, ПДС (предельно допустимых стоков);р
2 – 2-й базовый норматив платы за загрязнения в пределах лимитов, временно согласованных выбросов, стоков;р
3 – норматив платы за загрязнения сверх лимитов, который превышает 2-й базовый норматив в 5 раз (р3=5р2).Базовые платежи для некоторых видов загрязнений приведены в табл. 3.12, 3.13, 3.14.
Расчет платежей выполняется по формуле:
Р = кэ
ґ киґгде m – количество выбрасываемых субстанций;
кэ – коэффициент экологической ситуации;
ки – коэффициент индексации платы, учитывающей инфляцию (ки=80 на 2000 г.);
p1,i, p2,i, p3,i – ставки платежа за выбросы i-й субстанции в пределах норматива, лимита и за сверхлимитные выбросы, р/т (табл. 3.12, 3.13, 3.14);
Mфакт; МПДВ; МВСВ – масса выбросов: фактическая, нормативная, временно-согласованная, т/год. Массы МВСВ устанавливаются для предприятий, которые по каким-либо причинам не могут уменьшить выбросы до МПДВ;
min (а;в) = {
max (а;в) = {
Для практических расчетов платежи удобнее разделить на три части:
Р = Рн + Рл + Рсл
, (3.71)где Рн – сумма платежа за выбросы в пределах норматива:
Рн = кэ
ґ ки ґ
(3.73)
Рл – сумма платежа за выбросы в пределах лимита, но превышающие норматив:
Рл = кэ
ґ ки ґ (3.75)
MВСВ,i-МПДВ,i, если Mфакт,i> MВСВ,i ;
Рсл – сумма платежа за сверхлимитные выбросы:
Рсл = кэ
ґ ки ґ
(3.77)
Отметим, что коэффициент экологической ситуации установлен для каждого региона. Например, для Центрального экономического района, к которому отнесена Ивановская область кэ=1,9 для выбросов в атмосферу, кэ=1,16 для стоков в водоёмы и кэ=1,6 для почв (учитывается при размещении отходов).
Расчёт суммы платежей за стоки производится аналогично, только вместо МПДВ и МВСВ используются МПДС и МВСС – массы нормативных и временно согласованных стоков, т/год, а также кэ – для стоков.
Плата за размещение твёрдых отходов производится по двухставочному тарифу, используя ставки р
2 – за согласованное размещение и р3 – за несогласованные, несанкционированные размещения отходов (р3=5р2, т.е. в пятикратном размере).Таблица 3.12
Ставки базовых нормативных платежей за выбросы некоторых вредных веществ в атмосферу
i |
Загрязнитель |
Ставки платежей, р./т |
|
первый базовый норматив, р 1,i |
второй базовый норматив, р 2,i |
||
1 |
Взвешенные твердые нетоксичные вещества (органические и не органические) |
0,11 |
0,55 |
2 |
Зола |
0,17 |
0,83 |
3 |
NO2 |
0,42 |
2,08 |
4 |
NO |
0,28 |
1,38 |
5 |
SO2 |
0,33 |
1,65 |
6 |
Свинец |
55 |
275 |
7 |
V2O5 |
8,25 |
41,25 |
Таблица 3.13
Ставки базовых нормативных платежей за стоки некоторых вредных веществ в водоёмы
i |
Загрязнитель |
Ставки платежей, р./т |
|
первый базовый норматив, р 1,i |
второй базовый норматив, р 2,i |
||
1 |
Азот аммонийный |
5,55 |
27,73 |
2 |
Азот нитратный |
0,25 |
1,23 |
3 |
Азот нитритный |
110,88 |
554 |
4 |
Биологическая потребность воды в кислороде (БПКполн ) |
0,73 |
3,65 |
5 |
Взвешенные вещества (сверх фона) |
2,95 |
14,75 |
6 |
Нефтепродукты |
44,35 |
221,75 |
7 |
Фосфор |
11,09 |
55,45 |
Таблица 3.14
Ставки базовых нормативных платежей за размещение твёрдых отходов
i |
Загрязнитель |
Ставки платежей, р./т |
1 |
Твёрдые коммунально-бытовые отходы |
0,12 |
2 |
Нетоксичные промышленные отходы (гравий, песок) |
0,0025 |
Токсичные отходы: |
||
3 |
чрезвычайно опасные (1-го класса) |
14 |
4 |
высоко опасные (2-го класса) |
6 |
5 |
умеренно опасные (3-го класса) |
4 |
6 |
малоопасные (4-го класса) |
2 |
Задача Рассчитать сумму платежей за выбросы в атмосферу котельной при кэ=1,9; ки=80. Массы выбросов приведены в табл. 3.15.
Таблица 3.15
Фактические нормативные и временно-согласованные выбросы и величины Mн,i
, Mсл,i, Mл,i, т/годi |
Загрязнитель |
Мфакт |
МПДВ |
M ВСВ |
M н |
M л |
M сл |
1 |
SO2 |
300 |
200 |
250 |
200 |
50 |
50 |
2 |
NO2 |
5 |
6 |
6 |
5 |
0 |
0 |
3 |
Зола |
50 |
40 |
50 |
40 |
10 |
0 |
П р и м е ч а н и е. Мфакт – получены в результате замеров; МПДВ, MВСВ – рассчитаны и заданы контролирующими органами; Mн, Mл, Mсл – рассчитаны по Мфакт, МПДВ, MВСВ по формулам (3.73), (3.75), (3.77).
Решение Сумма платежа в пределах норматива по формуле (3.72) с учётом табл. 3.12
Рн
= 1,9ґ 80ґ [0,33ґ 200+0,42ґ 5+0,17ґ 40]=11384,8 р.Сумма платежа в пределах лимита (по второму базовому нормативу) для SO
2 и золы, т. к. выбросы NO2 не превышают норматив (МПДВ) по (3.74)Рл
= 1,9ґ 80ґ [1,65ґ (250-200)+0,83ґ (50-40)]=13801,6 р.Сумма платежа за сверхлимитные выбросы, рассчитывается только для SO
2, т. к. Мфакт > MВСВ по (3.76)Рсл
= 1,9ґ 80ґ 5ґ 1,65ґ (300-250)=62700 р.Задача
Рассчитать сумму платежей за стоки в водоём и за размещение отходов при кэ=1,16 (для стоков), кэ=1,6 (для почв), ки=80. Массы веществ в стоках и размещаемых отходах приведены в табл. 3.16, 3.17.Таблица 3.16
Фактические нормативные и временно-согласованные ставки, а также величины Mн, Mсл,, Mл,, т/год
Загрязнитель |
Мфакт |
МПДС |
M ВСС |
M н |
M л |
M сл |
Азот нитритный |
1,3 |
0,2 |
0,7 |
0,2 |
0,5 |
0,6 |
Взвешенные вещества |
5 |
4 |
6 |
4 |
1 |
0 |
Нефтепродукты |
10 |
11 |
11 |
10 |
0 |
0 |
Таблица 3.17
Фактические и согласованные (Мс) массы размещаемых отходов, а также Mсл, и Mл,, т/год
Загрязнитель |
Мфакт |
M с |
M л |
M сл |
Коммунально-бытовые отходы |
200 |
150 |
150 |
50 |
Токсичные отходы 3-го класса |
3 |
3 |
3 |
0 |
Токсичные отходы 4-го класса |
2 |
3 |
2 |
Массы Mн
, Mсл,, Mл, уже рассчитаны и приведены в табл. 3.16.Решение Сумма платежа за нормативные стоки по (3.72) с учётом табл. 3.13
Рн
= 1,16ґ 80ґ [110,88ґ 0,2+2,95ґ 4+44,35ґ 10]=44309,77 р.Сумма платежа за временно-согласованные стоки по (3.74)
Рл
= 1,16ґ 80ґ [554ґ 0,5+14,75ґ 1]=27074,4 р.Сумма платежа за сверхлимитные стоки по (3.76)
Рсл
= 1,16ґ 80ґ (5ґ 554ґ 0,6)=154233,6 р.Сумма платежа за размещение согласованной (лимитированной) массы отходов по (3.74) с учётом табл. 3.14
Рл
= 1,6ґ 80ґ [0,12ґ 150+4ґ 3+2ґ 2]=4352 р.Сумма платежа за несогласованное размещение (в данном случае только коммунально-бытовых) отходов по (3.76)
Рсл
= 1,6ґ 80ґ (5ґ 0,12ґ 50)=3840 р.Вопрос Каковы источники платежей за загрязнение окружающей среды?
Ответ
Источники платежей за загрязнения зависят от соотношения фактических, нормативных и временно-согласованных выбросов и сбросов.В себестоимость продукции включаются также текущие затраты на содержание природоохранных объектов (очистных сооружений, устройств переработки отходов и пр.), на расходы по захоронению, хранению, уничтожению опасных отходов и т. д.
Задача
Для условий предыдущей задачи определить источники платежей за загрязнение окружающей среды.Решение
Платежи, включаемые в себестоимость продукции, за нормативные сбросы и согласованные отходыРсп =44309,77+4352=48661,77 р.
Платежи, осуществляемые за счёт прибыли
Рп=27074,4+154233,6+3840=185148 р.
Вопрос
Затраты на какие природоохранные мероприятия могут зачитываться в счёт платежей за загрязнение окружающей среды?Ответ В счет платежей в экологические фонды могут зачитываться затраты на следующие природоохранные мероприятия: